Как подобрать мотоблок для себя?


Всем привет! Как выбрать мотоблок и на что обязательно обратить внимание? Сегодняшнее видео будет об этом. Я расскажу о том, какие вообще бывают мотоблоки, поговорим об их марках и отличиях. Скажу сразу: тут не будет ответа, вроде - берите Мотор Сич - это лучший мотоблок или - лучший выбор - китайская водянка. Нет, я хочу, чтобы этот ролик был актуален для большого количества людей, а потребности у всех разные и нет одной лучшей техники под все задачи. Поэтому мы будем говорить о том, для кого какой мотоблок больше подойдет, рассмотрим плюсы и минусы разных вариантов.

Мотоблоки глобально бывают нескольких типов: легкие, средние и тяжелые. Деление на эти типы довольно условное. То есть, можно сказать: кто как хочет, тот так и делит. Моя версия такая. Легкие - это бензиновые модели мощностью 6-9 лошадиных сил с коробкой передач 2+1, 3+1 или любой другой. Почему я обращаю внимание на коробку? Да потому что многие считают технику с 2 передачами вперёд и 1 назад культиватором, а не мотоблоком. У нас есть несколько видео на эту тему на канале, где в комментариях люди писали своё мнение, все-таки такая техника - это ещё культиватор или уже мотоблок? и вы знаете единого ответа я не нашла. И решила так: раз речь идёт о китайской технике, то будет правильно считать так, как они и предлагают. Культиватор - совсем маленький сельхозинструмент, часто - с двухтактным, а не четырёхтактным мотором, а если и с четырехтактным, то мощностью до 6 лошадиных сил. Кроме того, к культиватору нельзя цеплять никакое навесное оборудование, он нужен только для культивации почвы. Бензиновая техника мощностью от 6 лошадей с возможностью подключать навеску - это уже мотоблок, вот какое правило я вывела для себя, и неважно, какая коробка, ведь при желании можно поставить ходоуменьшитель. С легкими мотоблоками разобрались. Есть ещё средние и тяжелые. Тут все просто. Я бы назвала средним типом мотоблоков бензиновую технику мощностью от 9 лошадиных сил и все дизельные мотоблоки с воздушной системой охлаждения. Тяжелые мотоблоки - это дизельные китайские с водяным охлаждением, а также мотоблоки Мотор Сич, МТЗ, Беларус и аналоги. Да, кстати, я буду говорить о китайских и наших мотоблоках - Мотор Сич. Европейские, японские и американские культиваторы и мотоблоки сильно отличаются по цене и характеристикам, и в нашей стране они не популярны. Из европейцев можно разве что выделить технику Пуберт. У них в линейке в основном культиваторы, но есть и несколько моделей мотоблоков. Кстати, кому интересно, о пуберте у нас есть отдельное видео на канале, ссылка в описании и в подсказке на экране.

Чем отличаются мотоблоки? Мощностью, типом охлаждения, типом мотора (дизель или бензин), коробкой передач, наличием или отсутствием разблокираторов колёс, размером колёс, комплектацией, производителем. Неслучайно я поставила производителя на последнее место. Если говорить о китайской технике, то мотоблоки форте, кентавр, зубр, Добрыня, аврора, бизон и так далее абсолютно идентичны. Сорвав с них табличку или наклейку с названием, вы никогда не сможете определить, что за марка стоит перед вами. Они отличаются только по цвету, хотя и тут есть пересечения. Разница может быть лишь в комплектации или несущественная - в характеристиках, потому что импортёр, который заказывает эту технику из Китая может попросить китайский завод сделать какое-то определенное изменение во всей партии. Так получилось, когда стали заказывать мотоблоки с двухдисковым сцеплением. Раньше все водянки были с однодисковым сцеплением, а теперь наоборот - почти все с двухдисковым. 
Как выбрать мотоблок?

Для начала нужно ответить на 3 вопроса:
Какая у вас площадь обработки
Какие работы вы будете мотоблоком делать
Какой у вас тип почвы.
Если у вас небольшой участок, до 10-20 соток, то можно выбрать бензиновый небольшой мотоблок, если участок - около 1 гектара - лучше рассмотреть тяжелый мотоблок с водяным охлаждением. Здесь все логично: чем больше участок, тем более мощный инструмент нужен. Подумайте о том, что вы будете делать с помощью техники, и тут кстати важно заглянуть немного наперед. Нужно ли вам делать только культивацию почвы или для мотоблока у вас целый фронт работ, начиная от вспашки и заканчивая колкой дров. Всегда интересуйтесь перед покупкой, какое навесное оборудование подойдет к вашей технике и не лишним будет сразу узнать его стоимость. Ну и не стоит пренебрегать типом вашей почвы. Есть такая земля, которую бензиновый маленький мотоблок не возьмет даже с утяжелением и уменьшением хода. А вот на песчаной почве лучше использовать как раз-таки бензиновую технику, которая не будет зарываться.

Выбирают мотоблок и по типу топлива: кто-то не любит дизельную технику, кто-то наоборот не выносит бензиновую, здесь предпочтения разные. Если вы относитесь нормально и к тому, и к другому варианту, то нужно разобраться в плюсах и минусах каждого типа.

Преимущества бензиновых мотоблоков.
Они дешевле дизельных, легкие и компактные, легко заводятся вручную и легко заводятся зимой, недорогие в ремонте и имеют простую и понятную систему
Среди недостатков - малый вес, высокая скорость, малое время беспрерывной работы
Дизельные мотоблоки весят больше, имеют меньший расход топлива, не боятся дождя и влаги, более износостойкие, 
имеют хорошую тягу с низких оборотов.
Недостатки дизельных мотоблоков - цена выше, ремонт дороже,
повышенные требования к качеству топлива, тяжело заводить вручную, особенно модели с водяным охлаждением, тяжело заводить зимой. 
Дизельные моторы более шумные и имеют большую вибрацию.

Когда вы определились с топливом, стоит обратить внимание и на другие характеристики. Важна, конечно, мощность. Бензиновые мотоблоки могут быть мощностью до 20 лошадиных сил или даже больше. Но самые популярные - 7,9 и 13 лошадиных сил. Популярные дизельные мотоблоки с воздушным охлаждением - 6 и 9 лошадиных сил. Ну и мотоблоки с водяным охлаждением - 8, 10 и 12 лошадиных сил. На мой взгляд лучше остановить свой выбор на одном из вышеперечисленных моторов, потому что найти запчасти для таких моделей не будет проблемой. Есть китайские мотоблоки с водяной системой охлаждения и на 15 лошадиных сил, только это скорее маркетинговая уловка, и мотор там стоит 195, как и у 12-лошадного, но это уже частности. Мотор Сич стоит особняком - все мотоблоки Мотор Сич, как я уже говорила, - тяжелые, у них одинаковые рамы с коробками передач для всех мотоблоков и отличаются они только моторами - бензиновые мотоблоки мощностью 5, 8 и 13 лошадиных сил с оригинальным украинским мотором и дизельные мотоблоки мощностью 6 и 9 лошадиных сил с китайским мотором. Все мотоблоки Мотор Сич имеют воздушное охлаждение.

Помимо мощности стоит обратить внимание на тип привода мотоблока. Тут все просто. У всех тяжелых мотоблоков привод ременной. А у мотоблоков с воздушной системой охлаждения другая конструкция. Здесь бывает привод ременной, а бывает прямой, причём ременной чаще встречается на легких бензиновых моделях. Прямой привод означает, что крутящий момент передаётся через шестерни и такой мотоблок оснащён валом отбора мощности, с помощью которого можно подключать к технике разное активное навесное оборудование: косилку, картофелекопалку, снегоуборщик. К ременным легким и средним мотоблокам можно подключать только пассивное навесное оборудование, которое работает не от вома, а от хода мотоблока. Кстати, на некоторых маленьких моделях ременных мотоблоков, например, на ДТЗ 470 или на форте 80г3 может быть боковой вал отбора мощности, а может и не быть, это зависит от партии. К нему можно подключить мотопомпу или другую навеску с подходящим подсоединением. Если говорить о средних по типу мотоблоках, то такая техника с прямым приводом более функциональна. Кстати, есть мотоблоки с уменьшенным редуктором и малым валом отбора мощности, соответственно. Если стандартный вом на китайских моделях диаметром 18 мм, то уменьшенный - 14 мм, и большинство навески к маленькому Вому не подойдёт. Такие мотоблоки предназначены для более легких работ и ось колёс у них шестигранная диаметром 24 мм, а не 32 мм, как у стандартных. У мотоблоков Мотор Сич, конечно, все по-другому. Там у всех моделей прямой привод и навесное подключается через шлицевой вал отбора мощности, количество шлицов - 13.

Мотоблоки отличаются между собой по типу запуска. Бывает ручной стартер, а бывает ещё и электрический. Для бензиновых моделей на мой взгляд электростартер не нужен, их и так легко запустить, а вот чем мощнее дизельный мотоблок, тем актуальнее вопрос электропуска. Конечно, можно купить мотоблок с ручным стартером, и впоследствии переоборудовать его на электрический. Но нужно понимать, что тогда придётся делать это самостоятельно, да и стоимость готового заводского агрегата с электропуском ниже, чем отдельно мотоблока и отдельно деталей для переоборудования. Есть ещё несколько вариантов запуска китайского мотоблока - с помощью пружинного или кривого стартера. У нас есть отдельное видео на канале на эту тему, переходите по ссылке в подсказках и в описании, кому интересно.

Сравнивая мотоблоки с воздушной системой охлаждения, обратите особое внимание на коробку передач. На мой взгляд - это самый главный критерий подбора техники с воздушной системой охлаждения. Стандартная коробка передач для таких мотоблоков - 2+1, то есть 2 передачи вперед и 1 назад. Но давно уже появились модели с коробками 3+1 или 4+2, где 3 или 4 передачи вперед соответственно. Воздушке всегда не хватает веса и она убегает, поэтому пониженные передачи просто необходимы при тяжелых работах - вспашке, копке картофеля и так далее. Мое мнение такое: лучше взять менее мощный мотоблок, но с тремя передачами вперёд, чем более мощный, но с двумя. Некоторым кажется, что в мотоблоке все зависит от мотора, мол, чем мощнее мотор, тем тяговитее мотоблок и тем он функциональнее. Но это совсем не так, и ведущую роль берет на себя коробка передач. Мотор при желании в будущем можно поменять на более мощный и это несложно. Коробку же поменять тоже можно, но это уже не так просто, да и найти ее в продаже можно не всегда, поэтому на мой взгляд внимание этому вопросу стоит уделить на этапе подбора мотоблока. Еще кстати тут хочу сказать, что есть большое количество производителей, которые делают как раз только раму мотоблока с коробкой, а мотор заказывают на другом производстве готовый и просто устанавливают его, стыкуя с остальными узлами. Далеко ходить не нужно, так делает Мотор Сич, у которой все дизельные модели имеют китайские моторы. Так же делает и бренд Пуберт, который устанавливает на свои модели мотор Бриггс Страттон или же многие другие европейские марки, где чаще всего стоит мотор Хонда или уже упомянутый Бриггс Страттон. Так выгоднее и удобнее, потому что моторы производятся не конкретно для мотоблоков, а для большого количества самой разной техники: генераторов, помп, виброплит, снегоуборочных машин и так далее по всему миру, и гораздо выгоднее и удобнее для производителей мотоблоков поставить уже проверенный и известный вариант на свою технику, чем разрабатывать с нуля такой мотор. И благодаря тому, что моторы идентичны и абсолютно взаимозаменяемы - поменять на мотоблоке двигатель на более мощный будет несложно. Исходя из того, о чем я только что сказала, я бы вам рекомендовала еще раз прикинуть, какие работы вы будете делать техникой. Если среди работ есть тяжелые - сбор урожая корнеплодов, вспашка, прополка - стоит рассмотреть мотоблок с пониженными передачами, они вас здорово выручат. Конечно, можно поставить и ходоуменьшитель на модель с коробкой 2+1 и утяжелять технику, чтобы она двигалась медленнее, но, во-первых, не с каждой моделью можно провести такие доработки, а во-вторых, это уже доработки, которые сложнее оценить по деньгам и потраченному времени: кому-то  это дастся очень легко, а кто-то будет мучаться с этой задачей. Что касается коробки передач мотоблоков с водяной системой охлаждения, то у такой техники 3 пониженные скорости вперед, 3 повышенные скорости вперед, 1 задняя повышенная и 1 задняя пониженная. Кстати, у таких мотоблоков бывает 2 типа пластин переключения передач - на 4 и на 6 отверстий. Пластина на 4 отверстия условно называется старого образца, но ее до сих пор можно встретить на новых мотоблоках. Для того, чтобы переключать режим между повышенным и пониженным при такой системе нужно вдавливать рычаг переключения передач и выбирать одну из трех скоростей вперед или заднюю передачу. А у моделей, где пластина на 6 отверстий 2 нижних деления - левое и правое отвечают за режим: повышенный или пониженный. Сначала нужно выбрать один из этих режимов - а потом скорость - первую, вторую, третью или заднюю. У мотоблоков Мотор Сич 4 передачи вперед и 2 назад.

У некоторых моделей мотоблоков с воздушным охлаждением есть разблокиратор колес. Его, кстати, часто называют дифференциалом, но это неправильно, об этом есть даже видео на нашем канале - вот ссылка. Так вот есть модели мотоблоков с воздушной системой охлаждения, где прямо с завода установлены ступицы с разблокиратором, это ступицы со стопором, а высший пилотаж - это когда установленные разблокираторы управляются на руле. Сами по себе разблокираторы нужны для того, чтобы быстро и легко развернуться на месте. Все мотоблоки с водяной системой охлаждения оснащены разблокиратором с завода. А вот мотоблоки Мотор Сич имеют самый что ни на есть настоящий дифференциал, как в автомобилях и именно поэтому их очень любят использовать для различных транспортировочных работ.

Мотоблоки отличаются между собой размером колес. Если тяжелые модели комплектуются шинами 6 на 12, то воздушки могут иметь совершенно разные шины: это и 4 на 8 и 4 на 10 и 5 на 10 и 5 на 12. Есть еще странные размеры, вроде 5 на 6 или 3,5 на 4, и их, кстати, не так легко найти на замену, если вдруг понадобится. Колеса у мотоблоков Мотор Сич размером 6л на 12, производства Кама или Алтайшина, и они по размеру чуть ниже китайских 6 на 12. Кстати, чем больше у мотоблока колеса, тем быстрее он едет. Это же правило работает по отношению к ведущему шкиву: чем больше шкив маховика, тем скорость мотоблока выше.

Тяжелые мотоблоки с водяной системой охлаждения отличаются количеством приводных ремней: как правило, их бывает 2 или 3 и количеством ручьев на шкиве сцепления: их бывает 2, 3, 4 или 5. И еще лучше выбирать мотоблок с двухдисковым сцеплением, потому что у такой техники плавнее ход.

Как правило китайские мотоблоки любого класса в комплекте имеют фрезу. У воздушек это фреза, которая устанавливается вместо колес, у водянок - активная фреза. Кстати, мотоблок с водяным охлаждением можно купить и голым, без фрезы, будет, конечно, дешевле. Еще в комплекте с мотоблоками идут резиновые колеса. Мотоблоки Мотор Сич комплектуются только пневматическими колесами, а фрезу, как и любую другую навеску нужно покупать отдельно. И она, как и для мотоблока водяного охлаждения - активная. Если кому интересен детальный обзор мотоблока Мотор Сич и навесного оборудования к нему: фрезы и плуга - у нас есть об этом видео на канале, сейчас вы видите их в подсказках и также ссылка в описании к ролику.

Выбирая мотоблок, обязательно уделите время вопросу гарантии и сервисного обслуживания. Есть марки, которые предоставляют гарантию 12 месяцев и в случае поломки вам будет куда обратиться. А есть продавцы, которые завозят техники немного, вопросом сервисного обслуживания пока не занялись, и если что-то с мотоблоком случится - вы можете лишь обратиться к ним и рассчитывать, что они по-честному выполнят обязательства. И тут уж, как повезет. Поэтому перед покупкой стоит выяснить, куда все же обращаться, если возникнет такая необходимость и предоставляют ли вам гарантийный талон.

Китайская техника - это всегда немножко, но лотерея. Она может работать годами и не ломаться, а может все время требовать ремонта. И тут не столь важно, какой фирмы у вас мотоблок, потому что, как мы уже говорили в начале - все они по сути одинаковые и выпускаются на соседних, если не на одном заводе. При этом главная задача владельца такой техники - вовремя обслуживать его: менять масло, фильтры, прокладки, другие расходники. Всегда можно усовершенствовать свой мотоблок, о чем есть просто гигантское количество самых разных видео на ютубе.

Особое место среди мотоблоков занимают гибриды. Многие слышали или даже видели такую технику. Это мотоблоки, в которых на раму тяжелой модели установлен мотор воздушного охлаждения. Много видео на эту тему есть у блогера Леонида Гусака. Основные преимущества гибридных мотоблоков на мой взгляд - это более удобное управление за счет намного меньшего веса мотора, меньшая вибрация, а если установлен бензиновый мотор - вибрация вообще почти отсутствует, более простой ремонт, особенно если говорить опять же о бензиновых моделях. Огромный плюс - возможность подключить всю навеску, которая сделана для тяжелого мотоблока с водяной системой охлаждения, а значит - ассортимент навесного очень большой. А также важно, что фреза не вместо колес, как у воздушек, а сзади мотоблока. При этом для работ, при которых требуется больший вес техники гибридный мотоблок можно утяжелить. Гибридные мотоблоки, как правило, делают самостоятельно из купленной отдельно рамы с коробкой, мотора, колес, тросов, шкива. Еще одно преимущество такой техники - вы можете выбрать любую марку мотора, любую мощность мотора и любой тип топлива. Но говоря о гибридных мотоблоках, возникает вопрос с гарантией, потому что по сути вы можете получить гарантийный талон только на мотор, если продавец его предоставляет, а остальные узлы продаются как запчасти и гарантия на них - разве что на заводской брак. И к тому же сборка такой техники не всем понравится, тут нужно приложить руку и подбирать на месте нужные шкивы, ремни и другие узлы.

Хочется еще сравнить китайские мотоблоки с водяной и воздушной системой охлаждения. Я считаю, что для каждого типа есть свой покупатель и нельзя сказать, что какой-то мотоблок лучше, а какой-то хуже. Но если провести грубое сравнение, то давайте остановимся на таких преимуществах и недостатках. Итак плюсы мотоблоков с воздушным охлаждением по сравнению с водянками:
хорошая маневренность, особенно у моделей с разблокиратором колес
тише работает мотор
меньше дребезжания и вибрации
меньше стоимость по сравнению с водянкой

Ну а минусы такой техники:
малое время беспрерывной работы. Будь то бензиновая модель или мощная дизельная - все равно такой мотоблок требует отдыха примерно каждые 30 минут.
сильно уязвимая топливная система из-за отсутствия топливного фильтра-отстойника, если говорить о дизельных моделях
малый вес (легкие мотоблоки весят до 120 кг, средние - примерно до 180, тогда как водянка уже весит 220-300 кг)
не такой большой выбор навесного оборудования, как у мотоблоков с водяной системой охлаждения
фреза устанавливается вместо колес
коробка передач с меньшим диапазоном скоростей

Я хочу сжать все, о чем я сегодня говорила в несколько простых правил по выбору мотоблока.
Итак как же выбрать мотоблок?
Исходя из того, какая у вас площадь обработки, какие работы планируете делать и какая земля - подобрать тип топлива и охлаждения техники (бензиновый , дизельный с воздушным охлаждением, дизельный с водяным охлаждением)
Если вы выбрали воздушку - обязательно рассмотрите вариант покупки техники с пониженными передачами. Коробка - это именно тот узел, который способен гораздо облегчить работу с мотоблоком и выполнение большинства операций на огороде. Обратите внимание на такие характеристики, как: система запуска (ручной стартер или электрический), наличие разблокиратора колес или дифференциала, размер колес. Рекомендую выбирать мотоблок со стандартным валом колес - 32 мм, шестигранник, стандартным валом отбора мощности - 18 мм и стандартной - не уменьшенной коробкой передач.
Если вы выбрали тяжелый мотоблок - они в целом отличаются минимально - мощностью мотора и его типом. Например, 8-лошадный двигатель бывает двух модификаций - с коротким и длинным блоком, а 12-лошадный - идет в 3 вариантах. Но это просто для информации, разницы в работе или в установке таких моторов совершенно нет. А вот внимание нужно обратить только на 2 вещи: количество приводных ремней (удобнее, когда их 3) и тип сцепления - однодисковое и двухдисковое - стоит выбрать двухдисковое, так как у такого мотоблока плавнее ход. Еще водянки между собой отличаются типом глушителя и воздушного фильтра. Если вы планируете брать тяжелый мотоблок - актуален вопрос наличия электростартера. Если 8-лошадный мотоблок часто покупают с ручным стартером, то говоря о 10 или 12 лошадиных силах - тут уже стоит задуматься, не слишком ли утомительно будет каждый раз заводить его руками или все же доплатить и купить сразу с электрозапуском.
Обратите внимание на комплектацию, гарантию на мотоблок и наличие сервисных центров в Украине.
Если вы выбрали мотоблок Мотор Сич - стоит лишь определить, что вам ближе - дизель или бензин. Кроме типа топлива, между всеми мотоблоками мотор сич глобальной разницы больше нет - рама и коробка - одинаковые. Обратите внимание, что дизельные модели укомплектованы китайским мотором, тогда как бензиновые - оригинальным Мотор Сич. Китайский мотор гораздо дешевле в обслуживании и запчасти на него найти проще.

Самое главное, что я хотела бы сказать - нет мотоблока всем подходящего или неподходящего одинаково. В зависимости от ваших задач и требований технику нужно подбирать индивидуально. Нельзя сказать, что раз водянка более функциональная и мощная - стоит рассматривать только ее, потому что, например, на маленьком участке и только для культивации почвы такая покупка станет совершенно нецелесообразной. Из-за того, что мотоблок с водяной системой охлаждения более универсален - его часто называют профессиональной техникой, тогда, как мотоблоки с воздушной системой охлаждения некоторые считают культиваторами, способными лишь фрезеровать почву после обработки ее трактором. Я уверена, что каждая техника - для своих задач. Для работы по междурядью в теплице или на участке с клубникой - ни один мотоблок вообще не подходит, тут нужен маленький культиватор и его работы не выполнит другая техника. Обратите внимание, что у известных блоггеров, например Юрия Воробьева или Юрия Сербина для разной работы - разная техника. Сейчас, например, ребята вообще купили минитракторы, потому что им они нужны. Но это совершенно не значит, что минитрактор нужен каждому, кто занимается землей. Поэтому смотрите по своим потребностям, выбор мотоблоков сейчас очень большой. А благодаря тому, что для них сейчас делают огромное количество навесного оборудования: начиная от картофелекопалок и заканчивая помпами, снегоуборщиками и щетками для коммунальных служб, - мотоблоки любого типа стали поистине универсальной техникой.

Всем большое спасибо за просмотр! Ставьте лайк, если это видео вам понравилось. Обязательно подписывайтесь на канал и жмите на колокольчик, чтобы не пропустить новые видео. Всем до скорых новых встреч!!

Написать комментарий

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо