Двигатель 178F. Какие запчасти на мотоблок 178F бывают? Обзор, типы и сравнение

Тема статьи сегодня - дизельный двигатель с воздушным охлаждением 178F.

Это один из самых популярных дизельных двигателей, который устанавливается на целый ряд техники. Это и мотоблоки, и генераторы, и мотопомпы и многое другое. Мотор универсальный, и его можно приспособить практически для любых нужд. Такие моторы выпускают все известные производители: Форте, Кентавр, Зирка, Зубр, Витязь и так далее. И это именно тот классический мотор, который устанавливают на мотоблоки 105-й серии. Сегодня мы хотим показать вам, из каких комплектующих состоит такой мотор и какие есть модификации запчастей, чтобы вам было легче ориентироваться при ремонте. Да, и мы хотим сделать целую серию таких статей о самых популярных бензиновых и дизельных двигателях. Кстати, вы также можете посмотреть наше видео, в котором мы показываем двигатель 178F. Надеюсь, что вам будет интересно.

Давайте сначала поговорим о технических характеристиках двигателя 178F. Это четырехтактный одноцилиндровый дизельный двигатель с воздушной системой охлаждения мощностью 6 л.с.,или 4,4 кВт. Стоит расшифровать цифры в названии - 178. Единица означает, что в моторе 1 цилиндр, а 78 - это диаметр этого цилиндра в милиметрах. Такой мотор может оснащаться ручным или электрическим стартером. Если в моторе установлен электростартер, то к названию добавляется буква Е - 178FЕ. Расход топлива, который заявляют производители - до 1 литра в час. Низкий расход солярки, компактность мотора и достаточные мощностные характеристики сделали этот двигатель очень популярным.

Масло для таких моторов используется минеральное, полусинтетическое или синтетическое. Так указано в инструкциях. Стандартно приведено 3 варианта: 10w40, 15w40 или 10w30, чтобы пользователь самостоятельно выбирал, какому типу масла отдать предпочтение. Но при этом синтетическое масло использовать не рекомендуется, поскольку оно имеет присадки и добавки, лишние для двигателя мотоблока. А мотоблоку вполне достаточно минерального 15w40 или полусинтетики 10w40. В инструкции указано, как часто нужно менять масло - после каждых 50 моточасов.

Но лучше менять даже чаще, чем указано в инструкции, потому что это одна из тех вещей, которая способна продлить срок службы мотора. И не забывайте при замене масла в моторе следить за уровнем масла в фильтре и за его состоянием.

В зависимости от того, куда устанавливается двигатель, отличается хвостовая часть коленвала.

Если мотор предназначен для мотоблока с прямым приводом, то коленвал 25 мм с выходом под шлицы для корзины сцепления. Если передача агрегата ременная, и двигатель передает крутящий момент через шкивы, то вал - под шпонку. Бывает еще коленвал под конус. Такой двигатель предназначен для генератора. Позже мы более детально поговорим о коленвалах.

Перейдем к комплектующим двигателя. Мы будем рассказывать, из чего состоит мотор и чем отличаются детали друг от друга.

Начнем с блока картера. У двигателей с воздушным охлаждением блоки алюминиевые. Это означает, что нельзя вытащить и заменить гильзу, а можно только расточить цилиндр под ремонт. Тут стоит сказать, что есть специальные модели со съемным цилиндром, где есть возможность замены отдельно гильзы. Например, такие двигатели выпускает производитель Вейма. Они несколько дороже стандартных аналогов. И тут есть вопрос: где покупать съемную гильзу? Ведь в продаже такая деталь появляется не очень часто.

Диаметр гильзы - 78 мм, на гильзе есть ребра охлаждения.

Поршневые комплекты на этот двигатель бывают 2 видов: с острым конусом в форкамере и с усеченным конусом. Они не взаимозаменяемые и устанавливать нужно такой же, как у вас и стоял на двигателе. В поршневой комплект входят: сам поршень, 2 компрессионных и 1 маслосъемное кольцо, поршневой палец и стопорные кольца.

Поршневые комплекты бывают номинального размера с пометкой "78.00" и ремонтные с пометками "78.25" и "78.5". Это первый и второй ремонты соответственно. Поршневой палец устанавливается во втулку шатуна. Втулка уже впрессована в шатун, но ее можно купить и отдельно. Шатун, как правило, бывает одной модификации, но в редких случаях встречается такой мотор с увеличенным шатуном, который маркируется 178H. его найти в продаже очень сложно.

Вкладыши шатуна тоже отличаются по ремонтности: номинальные, первый ремонт и второй ремонт. И еще есть редкие вкладыши, которые как раз и подходят к шатуну 178H: они больше стандартных.

Шатун устанавливается на шейку коленвала.

А коленвалы, как  мы уже упоминали, бывают разные. Поскольку мы говорим о мотоблочных двигателях, то коленвал будем рассматривать под шлицы. Длина его 258 мм, диаметр шейки 36 мм. На коленвале установлен подшипник 6307 и 2 шестерни: узкая на 48 зубов и широкая на 36 зубов. Сальник коленвала имеет размер 30х45х8 и еще бывает 30х45х10.

Маховик чугунный, его диаметр 240 мм. Генератор устанавливается на крышку, а магниты - с внутренней стороны маховика. Реле зарядки устанавливается под электрический стартер. На моделях с электрозапуском на маховике установлен венец на 97 зубьев. Внутренний диаметр его 222 мм.

Венец на маховике входит в зацепление с электрическим стартером и при помощи электрического тока от аккумулятора раскручивает маховик и мотоблок заводится.

Стартер устанавливается на специальное ухо на блоке картера. Бывает 2 вида таких стартеров. У обоих стартеров бендикс на 8 зубьев, а разница между ними в том, что вращаются они в разные стороны: стандартный против часовой стрелки, а второй вариант - по часовой стрелке. Его называют например, стартер "Кипор", поскольку мотоблоки Кипор имеют заводку в другую сторону.

Определить вращение стартера легко можно по заточке зубов, также они отличаются по цветам.

От стартера идет проводка.  Она достаточно простая. Провода идут от аккумулятора к стартеру, реле зарядки и выводятся на кнопку или на замок зажигания. Аккумулятор устанавливается обычно 16-18 Ампер. Размер аккумулятора 180х80х130 мм. Бывает, что устанавливают более мощный аккумулятор - автомобильный - 35-40 Ампер, и есть ящик специально под него. Размеры такого АКБ - 200х130х200 мм.

Но это все для мотоблоков с электростартером, а стандартный способ заводки, который есть любом двигателе воздушного охлаждения - это ручной стартер.

Ручные стартеры есть нескольких видов: с одной собачкой или с двумя собачками (чаще встречается вариант с двумя). И также, как с электростартером, ручной запуск может происходить влево или вправо. Ручные стартеры периодически выходят из строя, особенно если мотор неправильно заводить. При некорректном запуске двигателя могут вылетать лапки стартера, может рваться веревка. Чтобы не ломался стартер, нужно сначала вытянуть шнур до натяжения, и только после этого резко дернуть. В таком случае лапки стартера входят в сцепление с корзиной и резкое вращение барабана после этого как раз и заводит мотор. Также не забывайте нажимать рычаг декомпрессора.

У дизельного двигателя компрессия гораздо выше, чем у бензинового, поэтому хоть система заводки одинаковая, но заводить дизельную технику сложнее. Если сломался ручной стартер, то его можно заменить целиком, а можно поменять пружину, веревку, колесо, стакан и другие комплектующие. Есть много видов ремкомплектов ручного стартера и отличаются они своим наполнением. Бывает ремкомплект с пружиной стартера, с веревкой и т.д.

Теперь переходим к топливному баку. Бак на таком двигателе объемом 3,6 л. У него есть выход под шланг топливный обратку, внизу идет крепление под топливный фильтр рядом со сливным болтом.

На баке устанавливаются резиновые амортизаторы, чтобы он за счет вибрации не сломался. Фильтрующий элемент вставляется через бак и на направляющие топливного фильтра устанавливается прокладка и топливный краник, который открывает и закрывает подачу топлива из бака. В горловине бака установлен фильтр-сетка. Топливный бак и фильтр рекомендуется промывать каждые 3 месяца или через каждые 50 моточасов.

Переходим к топливной системе. Топливная система - слабое место этих моторов. Насос и форсунка периодически выходят из строя. Это происходит из-за попадания частиц воды и абразива с плохим дизельным топливом, которое, к сожалению, преобладает на наших заправках. Многие устанавливают дополнительный фильтр отстойник, который помогает бороться с некачественным топливом. Вообще по своему замыслу и строению, в такие моторы нужно заливать только отстоянную и высококачественную солярку. Но где ж ее найти?

Вот так выглядит топливный насос.

Его можно купить целиком, а можно для замены купить плунжерную пару. Насосы на двигателях 6 лошадиных сил, 9 или 12 - очень похожи и отличаются между собой только диаметром штока плунжера.

Форсунок на такие двигатели 2 вида: как их называют, короткая и длинная. Короткая форсунка - это стандартный вариант. Она имеет длину 87 мм от начала до конца вместе с распылителем. Длинная форсунка - 105 мм.

Поскольку форсунки бывают разными, то разные также и уплотнительные шайбы.

И распылители также отличаются: есть под короткую форсунку, а есть - под длинную. Вы можете заменить отдельно распылитель форсунки.

Теперь посмотрим на воздушные фильтры. Есть воздушный фильтр старого образца с масляной ванной. В нашем случае ванна металлическая. Он очищает воздух за счет масла в масляной ванне и поролоновых фильтрующих элементов внутри фильтра. Вместо металлической можно установить пластиковую масляную ванну. Она лучше тем, что в ней видно состояние масла в фильтре, ну а хуже тем, что более хрупкая, чем металлическая.

Есть еще фильтр нового образца - он имеет дополнительную степень очистки воздуха за счет дополнительного фильтрующего элемента сверху.

Воздушный фильтр на двигателе для генераторов совсем другой. Поскольку генераторы устанавливаются и работают в закрытых помещениях, то им вполне хватает бумажного фильтрующего элемента в воздушном фильтре. Такие фильтры бывают разными по размеру и по самим воздушным элементам. Для мотоблока такая степень очистки воздуха не так эффективна, поэтому стали применять воздушный фильтр в масляной ванне.

Масляный фильтр как правило на всех мотоблоках с воздушным охлаждением одинаковый и устанавливается в нижней части двигателя.

Сверху на мотоблоке можно заметить клапанную крышку. Их тоже бывает 2 вида: под 2 и 3 отверстия, и они, конечно не взаимозаменяемые, так как устанавливаются на головку, которая, соответственно тоже бывает 2 типов. Весь клапанный механизм один и тот же: клапаны, пружины, сухари одинаковые.

Перейдем к рычагам газа мотоблока, хотя это не касается двигателя, но все же затронем эту тему. Есть 2 вида рычагов газа: пластиковый и металлический. Почему-то большей популярностью пользуется металлический. 

В ремкомплект прокладок двигателя 178F входят: большая алюминиевая прокладка блока, медные прокладки под головку, форсунку и топливный насос, прокладка глушителя, воздушного фильтра, коллектора. Обратите внимание, что в комплекте прокладок может идти прокладка под клапанную крышку на 2 болта. В ней вообще-то 3 отверстия. А в прокладке клапанной крышки под 3 болта - на самом деле 4 отверстия. Так вот, если у вас клапанная крышка под 3 болта, то лучше уточнить это перед покупкой комплекта прокладок, потому что велика вероятность, что она может вам не подойти, и потом эту мелочевку придется покупать отдельно.

Пожалуй, обо всем рассказали. Скоро у нас выйдет подобная статья о запчастях для дизельного мотоблока с водяной системой охлаждения 8 л.с. - R180.

Обязательно подписывайтесь на наш Ютуб-канал

Написать комментарий

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо